Сайт музыкального руководителя Корышевой Татьяны Юрьевны

Новости

  • 09
    ноября
    2018
    Музыкальные дидактические игры

    Картотека

    Музыкально-дидактические игры для         старшей группы (5-6 лет)

    Дидактические игры на определение высоты звуков.

    Ступеньки.

    Цель: развивать  звуковысотный  слух детей.

    Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик),  детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).

    Ход игры. Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

    Найди нужный колокольчик.

    Цель: развивать звуко - высотный слух детей.

    Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

    Ход игры. В игре участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

     

    Дидактические игры на развитие ритмического слуха.

    Определи по ритму.

    Цель: развивать чувство ритма детей.

    Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

    Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

    При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

    Веселые подружки.

    Цель: развивать чувство ритма детей.

    Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

    Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

    Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

    Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

     

     

    Дидактические игры на развитие тембрового слуха.

    На чем играю?

    Цель игры: развивать тембровое чувство детей.

    Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

    Ход игры: детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

    Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких. Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой    карточкой    соответствующее    изображение    на    большой.

    Музыкальные загадки.

    Цель игры: развивать тембровое чувство детей.

    Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

    Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

     

     

    Дидактические игры на развитие диатонического слуха.

    Громко-тихо запоем.

    Цель: развивать диатонический слух детей.

    Игровой материал: любая игрушка.

    Ход игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку

    Колобок.

    Цель: развивать диатонический слух детей.

    Игровой материал: игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

    Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

    «Укатился колобок, колобок — румяный бок,

     Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

    Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

    И по песенке веселой колобок отыщи».

    Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

     

    Дидактическая игра на определение жанра.

    Песня, танец, марш.

    Цель игры:

    1. Дать представления о первичных жанрах музыки

    (песня, танец, марш), их характерных особенностях.

    2. Познакомить с обработками народных мелодий – фортепианной, оркестровой.

    3.Обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

    4. Дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.

    Ход игры:

    1-вариант.  Музыкальный руководитель исполняет (или дает прослушать) детям музыкальное произведение (или отрывок). Приглашает двух детей. Первый ребёнок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения. Вызванный ребенок берёт карточку и показывает её. Если произведение известно детям, то говорит его название и имя композитора. Второй ребенок показывает карточку, на которой изображен характер музыкального произведения, соответствующий характеру музыки (это может быть «смайлик»,  «лицо» - спящее, плачущее, весёлое).

    2-вариант. Перед каждым ребенком лежит карточка. Музыкальный руководитель исполняет  произведение, и дети, чьи карточки соответствуют или жанру, или характеру музыкального произведения поднимают их.

     

    Дидактическая игра на развитие музыкальной памяти.

    Слушаем музыку.

    Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

    Игровой материал:  4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы).

    Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

     

    Дидактическая игра на развитие восприятия музыки.

    Какая музыка?

    Цель: развивать умение слушать музыку, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

    Игровой материал: проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

    Ход игры: детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку

     

     

     

     

  • 19
    октября
    2018
    Игры для развития чувств

    Игры для развития чувства ритма.

     

    Звучащие жесты.

     

             Начав урок, спросите детей, на чём играют музыканты. Услышав их ответы, спросите, есть ли у них сейчас с собой какие-нибудь инструменты? Дальше предлагаете поиграть на тех инструментах, которые всегда с собой (звучащие жесты). Учитель воспроизводит два хлопка, сопровождая их соответствующими слогами: «хлоп-хлоп». Дети по жесту учителя повторяют. Затем шлёпают по коленам: «шлёп-шлёп», негромко топают: «топ-топ», щёлкают пальцами: «щёлк-щёлк». Можно также сказать, что ещё есть цокающий язычок, а очень красивый гулкий звук получается, если стучать ладонями по грудной клетке. Вот сколько инструментов всегда с собой!

        Игра проводится 1-2 минуты.

     

    Знакомство.

     

        Учитель предлагает каждому по очереди назвать ритмично своё имя (по слогам) и украсить его каким-нибудь инструментом: хлопать, топать, шлёпать или щёлкать. «Инструмент» (звучащие жесты) каждый выбирает сам.  Например: Ма-ша – с хлопками, Ни-ки-та – со щелками и т.д. Постарайтесь непринуждённо дирижировать процессом, чтобы не было пауз, и выдерживался единый темп. Это очень важно. В этой игре именно единая пульсация имеет музыкальный смысл.  Игра проводится 4-5 минуты.

     

    Познакомимся с барабаном.

     

          Педагог сообщает детям, что у них в гостях – один из музыкальных инструментов (показывает барабан). Своё  «имя» он произносит вот так (ударяет палочками по барабану и приговаривает):

     
       

     

     

     

                              Ба   -   ра     -      бан   

     

            Затем педагог предлагает детям познакомиться с барабаном на его языке. Для этого каждый ребёнок должен назвать своё имя и одновременно отхлопать его в ладоши.

     

     

    Например:

     

     

                

     

     

     Та   –   ня          Ма   –   шень  –   ка           Ве -  ро   -  ни  -  ка

     

          Игру можно провести иначе. Дети называют свои имена, воспроизводят  ритмический рисунок на барабане.  

                            

    Кто к нам пришёл?

     

    Педагог:   Тук-тук.

    Дети:        Чей там стук?

    Педагог:   Тук-тук. Я ваш друг.

                      Тук-тук.

    Дети:         Кто же тут?

    Педагог:    Догадайтесь сами,

                       Как меня зовут?

         После этого диалога педагог исполняет ритмический рисунок на одном из музыкальных инструментов, расположенных на столике за ширмой.

        Дети, узнав инструмент по звучанию, произносят его название в нужном ритме (можно в сопровождении хлопков).

                  Например:

     
       

     

     

     

     

    Бу   – бен           ба –  ра  –  бан           тре  –  у –   голь -ник                     

     

         Затем игра повторяется. Дети должны узнать другой музыкальный инструмент.

     

     

     

     

    Учитесь танцевать.

     

          Дети изготавливают из бумаги матрёшку и крепят на карандаш. Педагог отстукивает матрёшкой несложный ритмический рисунок. Дети повторяют ритм своими матрёшками. Учитель проводит конкурс: «Чья матрёшка лучше всех танцует?» В ходе игры выявляются дети с чувством ритма. Лучшие дети поощряются, с другими детьми проводится индивидуальная работа.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Хлопай-топай.

     

          Эта песенка у детей поднимет настроение. Важно, чтобы разучивание не было скучным, происходило в процессе пения, чтобы дети сразу могли петь вместе с учителем. Предлагаю петь первую фразу вместе с хлопками, а детям повторить её «эхо». Дальше вторую фразу – и снова «эхо». Во втором куплете дети шлёпают ладошками по коленям (друг с другом «ладушки»). В третьем куплете – топают ногами, а в четвёртом – щёлкают пальцами. Учитель следит за вокальным и ритмичным исполнением детей.

     

    Музыка С.Перкио.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Хлоп-хлоп-хлоп,

         Хлоп-хлоп-хлоп –

         Хлопают хлопушки.

         Хлоп-хлоп-хлоп,

         Хлоп-хлоп-хлоп –

         Слушают их ушки.

     

    1. Шлёп-шлёп-шлёп,

      Шлёп-шлёп-шлёп –

          Шлёпают шлепушки.

           Шлёп-шлёп-шлёп,

        Шлёп-шлёп-шлёп –

       Слушают их ушки.

     

    1. Топ-топ-топ,

    Топ-топ-топ –

    Топай топотушки.

         Топ-топ-топ,

    Топ-топ-топ –

                   Слушают их ушки.

     

    1. Щёлк, щёлк, щёлк,

                                                           Щёлк, щёлк, щёлк –

                                                           Щёлкают щелкушки.

                        Щёлк, щёлк, щёлк,

                                                           Щёлк, щёлк, щёлк –

                                                           Слушают их ушки.

     

    Ритмические кубики.

     

          Педагог исполняет на кубиках простой ритмический рисунок и предлагает всем детям сложить из цветных карандашей этот ритм. Длинные карандаши обозначают долгие звуки, а короткие - отрывистые. Игра повторяется, а ведущие меняются.

           Эта игра проводится в 1-2 классах. Участвует весь класс. Сначала педагог помогает детям, так как выложить ритмический рисунок из карандашей не так-то просто, затем правила игры усложняются. Например, роль педагога-ведущего может занять любой ребёнок, который не только исполнит на кубиках ритмический рисунок, но и проверит работу у детей.

     

     

     

     

     

    Имена.

     

          Водящий становится спиной к детям-участникам. Они по очереди «тактируют» свои имена. Водящий по ритму называет имена и угадывает игроков.

    Ритм-остиното.

     

            Игроки делятся на группы. В каждой группе выбирается водящий. Он задаёт ритм. Каждая группа хлопает свой ритмический рисунок без остановок.

    Паровозик.

     

         Дети становятся традиционным паровозиком, и каждый следующий повторяет движения впереди стоящего. Кроме ритмических рисунков ногами и головой, непременно подключается и работа с голосом – отрывистые или связные звуки в зависимости от того, куда направляется паровозик и в каком он настроении или с кем разговаривает. Незаметно, за 1-2 минуты, сочиняется сказка, затрагивающая не только область ритмических упражнений, но и сферу личностных отношений, настраивая детей на взаимопонимание, обучая их вхождению в образ.

     

    Часы.

     

        Педагог пропевает первую строчку, дети изображают бой часов. Бой часов на башне – дети произносят долгими звуками. Затем длительности становятся более короткими. Последняя строчка произносится чётко, тиканье карманных часов выражается ещё более короткими по продолжительности звуками.

         Текст:

                 Бьют часы на башне:

                 Бом – бом, бом – бом.

                 А настенные быстрей:

                 Тики – таки, тики – таки.

                 А карманные спешат:

                 Тики – тики – так,

                 Тики – тики – так.

     

    Музыка Е.Михальчук

                  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       Ритмохлопы.

     

          Игроки в кругу.

    • Ведущий задаёт ритм, хлопая в ладоши. Игроки продолжают его все вместе;
    • Хлопают в заданном ритме вместе, затем «разбиваются» по одному хлопку по очереди, сохраняя заданный ритм;
    • Хлопают по одному в заданном ритме. По сигналу продолжают хлопки в обратном направлении;
    • Хлопают в заданных длительностях, сменяя один ритм на другой по сигналу ведущего.

     

     

    Слово на ладошках.

     
       

     

     

       Я найду слова везде:

           И на небе, и в воде,

                  На полу, на потолке,

                       На носу и на руке!

                             Вы не слышали такого?

                                       Не беда, играем в слово!

     

    Музыка Е.Попляновой

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Варианты игры:

    • Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают, проговаривают ритмослоги и повторяют интонацию учителя;
    • Каждый ребёнок произносит своё слово, оно прохлопывается и проговаривается остальными ребятами;
    • Каждый ребёнок называет своё слово и сам прохлопывает его ритм;
    • Можно проговаривать целые словосочетания, например:
     
       

     

     

    Барабанит ёжик:            

     
       

     

     

    Тикают часы:     

     
       

     

     

    Кот сидит на лавке:

     
       

     

     

    Карася поджарю:

     

     

    Музыкальный разговор.

     

          Игра в ритмические импровизации. В неё можно играть вдвоём и группой. Водящий, обращаясь к любому игроку, стучит или хлопает ритмический вопрос вместе со словами. Игрок отвечает ему ритмической импровизацией.

    Тема для разговора:

    - Патоку с имбирем варил дядя Симеон.

    - Тётка Арина кушала – хвалила.

    - А дедушка Елизар все пальчики облизал!

     

    Не опоздай.

     

           Педагог импровизирует несложный ритмический рисунок, ребёнок хлопает в ладоши во время паузы (остановки). Таким образом, организуется ритмическая игра,  в которой роль ведущего в дальнейшем может взять на себя ребёнок.

              Например:        

                                              

                                 

                                          педагог                                        ребёнок

     

    1.

     

     
       

     

     

    2.

     
       

     

     

    3.

     

     

     

     

    Двухголосный ритм.

     

         Детям раздают карточки с двухголосным ритмом (одна карточка на два ребёнка). Дети несколько минут готовятся. Верхний голос исполняет хлопками один ребёнок, а нижний – второй. Чья пара детей исполнит без ошибок и ритмично? 

         Сложность этого задания заключается в том, что дети друг друга не слушают и в исполнении происходит расхождение ритмического рисунка обеих партий. Чтобы ошибок не было, один из детей должен вслух считать: раз и, два и, три и, четыре и.

      Вариант карточки:

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Чьи шаги?

     

        Перед началом игры постучи ладонью по столу, считая вслух до четырёх (раз, два, три, четыре). Каждый удар равен звучанию четверти. Глядя на схему, спой ноту «до» разными длительностями.

    Поёшь:                                           До  –  о  -  о  –  о

    Отчитываешь удары рукой:       Раз – два – три - четыре.

    Поёшь:                                           До   -   о

    Отчитываешь удары рукой:       Раз  - два.

    Поёшь:                                           До

    Отчитываешь удары рукой:       Раз

    Поёшь:                                           До  -  до

    Отчитываешь удары рукой:       Раз

    Поёшь:                                           До  - до – до – до

    Отчитываешь удары рукой:       Раз.

     

        Теперь ведущий читает стихи:

     

    • Толстый, толстый бегемот,

    Очень медленно идёт.

    Вся пропала тренировка –

    Шаг шагнёт и остановка.

     

     

     

     
       

     

     

    • Косолапенький мишутка,

    Бегемота обгоняет.

    Так шагать ему – не шутка,

    Он шаги свои считает.

     
       

     

     

     

     

     

    • По трапинке мчится волк,

    В спорте серый знает толк.

    Он за мишкой поспешил,

    Обогнать его решил.

     
       

     

     

     

     

     

     

    • Скачет белка – озорница,

    Ей на месте не сидится.

    Волка мигом обошла

    И грибы в лесу нашла.

     
       

     

     

     

     

     

     

    • Показались средь травы,

    Уши выше головы –

    Это зайка проскакал,

    Белку шуструю догнал.

     
       

     

     

     

     

     

     

    ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:

        Один из игроков поёт и отстукивает рукой шаги идущих и бегущих зверей: бегемота, белки………, а второй игрок отгадывает, кто пришёл или пробежал.

     

    ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:

          Первый игрок читает одно из четверостиший, а второй быстро отчитывает рукой шаги зверюшек, упомянутых в тексте.

    Ритмический паровозик.

     

          Из бумаги изготавливается паровозик с вагонами. В каждый вагон вставляется карточка с ритмическим рисунком. Детям предлагается сложить из заготовок ритмическую цепочку и проиграть на любом шумовом инструменте.

     

     

     

     

                       
               
                 
     
     

     

     

     

     

     

  • 19
    октября
    2018
    Игры для развития чувств

    Игры для развития чувства ритма.

     

    Звучащие жесты.

     

             Начав урок, спросите детей, на чём играют музыканты. Услышав их ответы, спросите, есть ли у них сейчас с собой какие-нибудь инструменты? Дальше предлагаете поиграть на тех инструментах, которые всегда с собой (звучащие жесты). Учитель воспроизводит два хлопка, сопровождая их соответствующими слогами: «хлоп-хлоп». Дети по жесту учителя повторяют. Затем шлёпают по коленам: «шлёп-шлёп», негромко топают: «топ-топ», щёлкают пальцами: «щёлк-щёлк». Можно также сказать, что ещё есть цокающий язычок, а очень красивый гулкий звук получается, если стучать ладонями по грудной клетке. Вот сколько инструментов всегда с собой!

        Игра проводится 1-2 минуты.

     

    Знакомство.

     

        Учитель предлагает каждому по очереди назвать ритмично своё имя (по слогам) и украсить его каким-нибудь инструментом: хлопать, топать, шлёпать или щёлкать. «Инструмент» (звучащие жесты) каждый выбирает сам.  Например: Ма-ша – с хлопками, Ни-ки-та – со щелками и т.д. Постарайтесь непринуждённо дирижировать процессом, чтобы не было пауз, и выдерживался единый темп. Это очень важно. В этой игре именно единая пульсация имеет музыкальный смысл.  Игра проводится 4-5 минуты.

     

    Познакомимся с барабаном.

     

          Педагог сообщает детям, что у них в гостях – один из музыкальных инструментов (показывает барабан). Своё  «имя» он произносит вот так (ударяет палочками по барабану и приговаривает):

     
       

     

     

     

                              Ба   -   ра     -      бан   

     

            Затем педагог предлагает детям познакомиться с барабаном на его языке. Для этого каждый ребёнок должен назвать своё имя и одновременно отхлопать его в ладоши.

     

     

    Например:

     

     

                

     

     

     Та   –   ня          Ма   –   шень  –   ка           Ве -  ро   -  ни  -  ка

     

          Игру можно провести иначе. Дети называют свои имена, воспроизводят  ритмический рисунок на барабане.  

                            

    Кто к нам пришёл?

     

    Педагог:   Тук-тук.

    Дети:        Чей там стук?

    Педагог:   Тук-тук. Я ваш друг.

                      Тук-тук.

    Дети:         Кто же тут?

    Педагог:    Догадайтесь сами,

                       Как меня зовут?

         После этого диалога педагог исполняет ритмический рисунок на одном из музыкальных инструментов, расположенных на столике за ширмой.

        Дети, узнав инструмент по звучанию, произносят его название в нужном ритме (можно в сопровождении хлопков).

                  Например:

     
       

     

     

     

     

    Бу   – бен           ба –  ра  –  бан           тре  –  у –   голь -ник                     

     

         Затем игра повторяется. Дети должны узнать другой музыкальный инструмент.

     

     

     

     

    Учитесь танцевать.

     

          Дети изготавливают из бумаги матрёшку и крепят на карандаш. Педагог отстукивает матрёшкой несложный ритмический рисунок. Дети повторяют ритм своими матрёшками. Учитель проводит конкурс: «Чья матрёшка лучше всех танцует?» В ходе игры выявляются дети с чувством ритма. Лучшие дети поощряются, с другими детьми проводится индивидуальная работа.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Хлопай-топай.

     

          Эта песенка у детей поднимет настроение. Важно, чтобы разучивание не было скучным, происходило в процессе пения, чтобы дети сразу могли петь вместе с учителем. Предлагаю петь первую фразу вместе с хлопками, а детям повторить её «эхо». Дальше вторую фразу – и снова «эхо». Во втором куплете дети шлёпают ладошками по коленям (друг с другом «ладушки»). В третьем куплете – топают ногами, а в четвёртом – щёлкают пальцами. Учитель следит за вокальным и ритмичным исполнением детей.

     

    Музыка С.Перкио.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Хлоп-хлоп-хлоп,

         Хлоп-хлоп-хлоп –

         Хлопают хлопушки.

         Хлоп-хлоп-хлоп,

         Хлоп-хлоп-хлоп –

         Слушают их ушки.

     

    1. Шлёп-шлёп-шлёп,

      Шлёп-шлёп-шлёп –

          Шлёпают шлепушки.

           Шлёп-шлёп-шлёп,

        Шлёп-шлёп-шлёп –

       Слушают их ушки.

     

    1. Топ-топ-топ,

    Топ-топ-топ –

    Топай топотушки.

         Топ-топ-топ,

    Топ-топ-топ –

                   Слушают их ушки.

     

    1. Щёлк, щёлк, щёлк,

                                                           Щёлк, щёлк, щёлк –

                                                           Щёлкают щелкушки.

                        Щёлк, щёлк, щёлк,

                                                           Щёлк, щёлк, щёлк –

                                                           Слушают их ушки.

     

    Ритмические кубики.

     

          Педагог исполняет на кубиках простой ритмический рисунок и предлагает всем детям сложить из цветных карандашей этот ритм. Длинные карандаши обозначают долгие звуки, а короткие - отрывистые. Игра повторяется, а ведущие меняются.

           Эта игра проводится в 1-2 классах. Участвует весь класс. Сначала педагог помогает детям, так как выложить ритмический рисунок из карандашей не так-то просто, затем правила игры усложняются. Например, роль педагога-ведущего может занять любой ребёнок, который не только исполнит на кубиках ритмический рисунок, но и проверит работу у детей.

     

     

     

     

     

    Имена.

     

          Водящий становится спиной к детям-участникам. Они по очереди «тактируют» свои имена. Водящий по ритму называет имена и угадывает игроков.

    Ритм-остиното.

     

            Игроки делятся на группы. В каждой группе выбирается водящий. Он задаёт ритм. Каждая группа хлопает свой ритмический рисунок без остановок.

    Паровозик.

     

         Дети становятся традиционным паровозиком, и каждый следующий повторяет движения впереди стоящего. Кроме ритмических рисунков ногами и головой, непременно подключается и работа с голосом – отрывистые или связные звуки в зависимости от того, куда направляется паровозик и в каком он настроении или с кем разговаривает. Незаметно, за 1-2 минуты, сочиняется сказка, затрагивающая не только область ритмических упражнений, но и сферу личностных отношений, настраивая детей на взаимопонимание, обучая их вхождению в образ.

     

    Часы.

     

        Педагог пропевает первую строчку, дети изображают бой часов. Бой часов на башне – дети произносят долгими звуками. Затем длительности становятся более короткими. Последняя строчка произносится чётко, тиканье карманных часов выражается ещё более короткими по продолжительности звуками.

         Текст:

                 Бьют часы на башне:

                 Бом – бом, бом – бом.

                 А настенные быстрей:

                 Тики – таки, тики – таки.

                 А карманные спешат:

                 Тики – тики – так,

                 Тики – тики – так.

     

    Музыка Е.Михальчук

                  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       Ритмохлопы.

     

          Игроки в кругу.

    • Ведущий задаёт ритм, хлопая в ладоши. Игроки продолжают его все вместе;
    • Хлопают в заданном ритме вместе, затем «разбиваются» по одному хлопку по очереди, сохраняя заданный ритм;
    • Хлопают по одному в заданном ритме. По сигналу продолжают хлопки в обратном направлении;
    • Хлопают в заданных длительностях, сменяя один ритм на другой по сигналу ведущего.

     

     

    Слово на ладошках.

     
       

     

     

       Я найду слова везде:

           И на небе, и в воде,

                  На полу, на потолке,

                       На носу и на руке!

                             Вы не слышали такого?

                                       Не беда, играем в слово!

     

    Музыка Е.Попляновой

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Варианты игры:

    • Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают, проговаривают ритмослоги и повторяют интонацию учителя;
    • Каждый ребёнок произносит своё слово, оно прохлопывается и проговаривается остальными ребятами;
    • Каждый ребёнок называет своё слово и сам прохлопывает его ритм;
    • Можно проговаривать целые словосочетания, например:
     
       

     

     

    Барабанит ёжик:            

     
       

     

     

    Тикают часы:     

     
       

     

     

    Кот сидит на лавке:

     
       

     

     

    Карася поджарю:

     

     

    Музыкальный разговор.

     

          Игра в ритмические импровизации. В неё можно играть вдвоём и группой. Водящий, обращаясь к любому игроку, стучит или хлопает ритмический вопрос вместе со словами. Игрок отвечает ему ритмической импровизацией.

    Тема для разговора:

    - Патоку с имбирем варил дядя Симеон.

    - Тётка Арина кушала – хвалила.

    - А дедушка Елизар все пальчики облизал!

     

    Не опоздай.

     

           Педагог импровизирует несложный ритмический рисунок, ребёнок хлопает в ладоши во время паузы (остановки). Таким образом, организуется ритмическая игра,  в которой роль ведущего в дальнейшем может взять на себя ребёнок.

              Например:        

                                              

                                 

                                          педагог                                        ребёнок

     

    1.

     

     
       

     

     

    2.

     
       

     

     

    3.

     

     

     

     

    Двухголосный ритм.

     

         Детям раздают карточки с двухголосным ритмом (одна карточка на два ребёнка). Дети несколько минут готовятся. Верхний голос исполняет хлопками один ребёнок, а нижний – второй. Чья пара детей исполнит без ошибок и ритмично? 

         Сложность этого задания заключается в том, что дети друг друга не слушают и в исполнении происходит расхождение ритмического рисунка обеих партий. Чтобы ошибок не было, один из детей должен вслух считать: раз и, два и, три и, четыре и.

      Вариант карточки:

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Чьи шаги?

     

        Перед началом игры постучи ладонью по столу, считая вслух до четырёх (раз, два, три, четыре). Каждый удар равен звучанию четверти. Глядя на схему, спой ноту «до» разными длительностями.

    Поёшь:                                           До  –  о  -  о  –  о

    Отчитываешь удары рукой:       Раз – два – три - четыре.

    Поёшь:                                           До   -   о

    Отчитываешь удары рукой:       Раз  - два.

    Поёшь:                                           До

    Отчитываешь удары рукой:       Раз

    Поёшь:                                           До  -  до

    Отчитываешь удары рукой:       Раз

    Поёшь:                                           До  - до – до – до

    Отчитываешь удары рукой:       Раз.

     

        Теперь ведущий читает стихи:

     

    • Толстый, толстый бегемот,

    Очень медленно идёт.

    Вся пропала тренировка –

    Шаг шагнёт и остановка.

     

     

     

     
       

     

     

    • Косолапенький мишутка,

    Бегемота обгоняет.

    Так шагать ему – не шутка,

    Он шаги свои считает.

     
       

     

     

     

     

     

    • По трапинке мчится волк,

    В спорте серый знает толк.

    Он за мишкой поспешил,

    Обогнать его решил.

     
       

     

     

     

     

     

     

    • Скачет белка – озорница,

    Ей на месте не сидится.

    Волка мигом обошла

    И грибы в лесу нашла.

     
       

     

     

     

     

     

     

    • Показались средь травы,

    Уши выше головы –

    Это зайка проскакал,

    Белку шуструю догнал.

     
       

     

     

     

     

     

     

    ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:

        Один из игроков поёт и отстукивает рукой шаги идущих и бегущих зверей: бегемота, белки………, а второй игрок отгадывает, кто пришёл или пробежал.

     

    ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:

          Первый игрок читает одно из четверостиший, а второй быстро отчитывает рукой шаги зверюшек, упомянутых в тексте.

    Ритмический паровозик.

     

          Из бумаги изготавливается паровозик с вагонами. В каждый вагон вставляется карточка с ритмическим рисунком. Детям предлагается сложить из заготовок ритмическую цепочку и проиграть на любом шумовом инструменте.

     

     

     

     

                       
               
                 
     
     

     

     

     

     

     

  • 19
    октября
    2018
    Игры для развития чувств

    Игры для развития чувства ритма.

     

    Звучащие жесты.

     

             Начав урок, спросите детей, на чём играют музыканты. Услышав их ответы, спросите, есть ли у них сейчас с собой какие-нибудь инструменты? Дальше предлагаете поиграть на тех инструментах, которые всегда с собой (звучащие жесты). Учитель воспроизводит два хлопка, сопровождая их соответствующими слогами: «хлоп-хлоп». Дети по жесту учителя повторяют. Затем шлёпают по коленам: «шлёп-шлёп», негромко топают: «топ-топ», щёлкают пальцами: «щёлк-щёлк». Можно также сказать, что ещё есть цокающий язычок, а очень красивый гулкий звук получается, если стучать ладонями по грудной клетке. Вот сколько инструментов всегда с собой!

        Игра проводится 1-2 минуты.

     

    Знакомство.

     

        Учитель предлагает каждому по очереди назвать ритмично своё имя (по слогам) и украсить его каким-нибудь инструментом: хлопать, топать, шлёпать или щёлкать. «Инструмент» (звучащие жесты) каждый выбирает сам.  Например: Ма-ша – с хлопками, Ни-ки-та – со щелками и т.д. Постарайтесь непринуждённо дирижировать процессом, чтобы не было пауз, и выдерживался единый темп. Это очень важно. В этой игре именно единая пульсация имеет музыкальный смысл.  Игра проводится 4-5 минуты.

     

    Познакомимся с барабаном.

     

          Педагог сообщает детям, что у них в гостях – один из музыкальных инструментов (показывает барабан). Своё  «имя» он произносит вот так (ударяет палочками по барабану и приговаривает):

     
       

     

     

     

                              Ба   -   ра     -      бан   

     

            Затем педагог предлагает детям познакомиться с барабаном на его языке. Для этого каждый ребёнок должен назвать своё имя и одновременно отхлопать его в ладоши.

     

     

    Например:

     

     

                

     

     

     Та   –   ня          Ма   –   шень  –   ка           Ве -  ро   -  ни  -  ка

     

          Игру можно провести иначе. Дети называют свои имена, воспроизводят  ритмический рисунок на барабане.  

                            

    Кто к нам пришёл?

     

    Педагог:   Тук-тук.

    Дети:        Чей там стук?

    Педагог:   Тук-тук. Я ваш друг.

                      Тук-тук.

    Дети:         Кто же тут?

    Педагог:    Догадайтесь сами,

                       Как меня зовут?

         После этого диалога педагог исполняет ритмический рисунок на одном из музыкальных инструментов, расположенных на столике за ширмой.

        Дети, узнав инструмент по звучанию, произносят его название в нужном ритме (можно в сопровождении хлопков).

                  Например:

     
       

     

     

     

     

    Бу   – бен           ба –  ра  –  бан           тре  –  у –   голь -ник                     

     

         Затем игра повторяется. Дети должны узнать другой музыкальный инструмент.

     

     

     

     

    Учитесь танцевать.

     

          Дети изготавливают из бумаги матрёшку и крепят на карандаш. Педагог отстукивает матрёшкой несложный ритмический рисунок. Дети повторяют ритм своими матрёшками. Учитель проводит конкурс: «Чья матрёшка лучше всех танцует?» В ходе игры выявляются дети с чувством ритма. Лучшие дети поощряются, с другими детьми проводится индивидуальная работа.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Хлопай-топай.

     

          Эта песенка у детей поднимет настроение. Важно, чтобы разучивание не было скучным, происходило в процессе пения, чтобы дети сразу могли петь вместе с учителем. Предлагаю петь первую фразу вместе с хлопками, а детям повторить её «эхо». Дальше вторую фразу – и снова «эхо». Во втором куплете дети шлёпают ладошками по коленям (друг с другом «ладушки»). В третьем куплете – топают ногами, а в четвёртом – щёлкают пальцами. Учитель следит за вокальным и ритмичным исполнением детей.

     

    Музыка С.Перкио.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Хлоп-хлоп-хлоп,

         Хлоп-хлоп-хлоп –

         Хлопают хлопушки.

         Хлоп-хлоп-хлоп,

         Хлоп-хлоп-хлоп –

         Слушают их ушки.

     

    1. Шлёп-шлёп-шлёп,

      Шлёп-шлёп-шлёп –

          Шлёпают шлепушки.

           Шлёп-шлёп-шлёп,

        Шлёп-шлёп-шлёп –

       Слушают их ушки.

     

    1. Топ-топ-топ,

    Топ-топ-топ –

    Топай топотушки.

         Топ-топ-топ,

    Топ-топ-топ –

                   Слушают их ушки.

     

    1. Щёлк, щёлк, щёлк,

                                                           Щёлк, щёлк, щёлк –

                                                           Щёлкают щелкушки.

                        Щёлк, щёлк, щёлк,

                                                           Щёлк, щёлк, щёлк –

                                                           Слушают их ушки.

     

    Ритмические кубики.

     

          Педагог исполняет на кубиках простой ритмический рисунок и предлагает всем детям сложить из цветных карандашей этот ритм. Длинные карандаши обозначают долгие звуки, а короткие - отрывистые. Игра повторяется, а ведущие меняются.

           Эта игра проводится в 1-2 классах. Участвует весь класс. Сначала педагог помогает детям, так как выложить ритмический рисунок из карандашей не так-то просто, затем правила игры усложняются. Например, роль педагога-ведущего может занять любой ребёнок, который не только исполнит на кубиках ритмический рисунок, но и проверит работу у детей.

     

     

     

     

     

    Имена.

     

          Водящий становится спиной к детям-участникам. Они по очереди «тактируют» свои имена. Водящий по ритму называет имена и угадывает игроков.

    Ритм-остиното.

     

            Игроки делятся на группы. В каждой группе выбирается водящий. Он задаёт ритм. Каждая группа хлопает свой ритмический рисунок без остановок.

    Паровозик.

     

         Дети становятся традиционным паровозиком, и каждый следующий повторяет движения впереди стоящего. Кроме ритмических рисунков ногами и головой, непременно подключается и работа с голосом – отрывистые или связные звуки в зависимости от того, куда направляется паровозик и в каком он настроении или с кем разговаривает. Незаметно, за 1-2 минуты, сочиняется сказка, затрагивающая не только область ритмических упражнений, но и сферу личностных отношений, настраивая детей на взаимопонимание, обучая их вхождению в образ.

     

    Часы.

     

        Педагог пропевает первую строчку, дети изображают бой часов. Бой часов на башне – дети произносят долгими звуками. Затем длительности становятся более короткими. Последняя строчка произносится чётко, тиканье карманных часов выражается ещё более короткими по продолжительности звуками.

         Текст:

                 Бьют часы на башне:

                 Бом – бом, бом – бом.

                 А настенные быстрей:

                 Тики – таки, тики – таки.

                 А карманные спешат:

                 Тики – тики – так,

                 Тики – тики – так.

     

    Музыка Е.Михальчук

                  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       Ритмохлопы.

     

          Игроки в кругу.

    • Ведущий задаёт ритм, хлопая в ладоши. Игроки продолжают его все вместе;
    • Хлопают в заданном ритме вместе, затем «разбиваются» по одному хлопку по очереди, сохраняя заданный ритм;
    • Хлопают по одному в заданном ритме. По сигналу продолжают хлопки в обратном направлении;
    • Хлопают в заданных длительностях, сменяя один ритм на другой по сигналу ведущего.

     

     

    Слово на ладошках.

     
       

     

     

       Я найду слова везде:

           И на небе, и в воде,

                  На полу, на потолке,

                       На носу и на руке!

                             Вы не слышали такого?

                                       Не беда, играем в слово!

     

    Музыка Е.Попляновой

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Варианты игры:

    • Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают, проговаривают ритмослоги и повторяют интонацию учителя;
    • Каждый ребёнок произносит своё слово, оно прохлопывается и проговаривается остальными ребятами;
    • Каждый ребёнок называет своё слово и сам прохлопывает его ритм;
    • Можно проговаривать целые словосочетания, например:
     
       

     

     

    Барабанит ёжик:            

     
       

     

     

    Тикают часы:     

     
       

     

     

    Кот сидит на лавке:

     
       

     

     

    Карася поджарю:

     

     

    Музыкальный разговор.

     

          Игра в ритмические импровизации. В неё можно играть вдвоём и группой. Водящий, обращаясь к любому игроку, стучит или хлопает ритмический вопрос вместе со словами. Игрок отвечает ему ритмической импровизацией.

    Тема для разговора:

    - Патоку с имбирем варил дядя Симеон.

    - Тётка Арина кушала – хвалила.

    - А дедушка Елизар все пальчики облизал!

     

    Не опоздай.

     

           Педагог импровизирует несложный ритмический рисунок, ребёнок хлопает в ладоши во время паузы (остановки). Таким образом, организуется ритмическая игра,  в которой роль ведущего в дальнейшем может взять на себя ребёнок.

              Например:        

                                              

                                 

                                          педагог                                        ребёнок

     

    1.

     

     
       

     

     

    2.

     
       

     

     

    3.

     

     

     

     

    Двухголосный ритм.

     

         Детям раздают карточки с двухголосным ритмом (одна карточка на два ребёнка). Дети несколько минут готовятся. Верхний голос исполняет хлопками один ребёнок, а нижний – второй. Чья пара детей исполнит без ошибок и ритмично? 

         Сложность этого задания заключается в том, что дети друг друга не слушают и в исполнении происходит расхождение ритмического рисунка обеих партий. Чтобы ошибок не было, один из детей должен вслух считать: раз и, два и, три и, четыре и.

      Вариант карточки:

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Чьи шаги?

     

        Перед началом игры постучи ладонью по столу, считая вслух до четырёх (раз, два, три, четыре). Каждый удар равен звучанию четверти. Глядя на схему, спой ноту «до» разными длительностями.

    Поёшь:                                           До  –  о  -  о  –  о

    Отчитываешь удары рукой:       Раз – два – три - четыре.

    Поёшь:                                           До   -   о

    Отчитываешь удары рукой:       Раз  - два.

    Поёшь:                                           До

    Отчитываешь удары рукой:       Раз

    Поёшь:                                           До  -  до

    Отчитываешь удары рукой:       Раз

    Поёшь:                                           До  - до – до – до

    Отчитываешь удары рукой:       Раз.

     

        Теперь ведущий читает стихи:

     

    • Толстый, толстый бегемот,

    Очень медленно идёт.

    Вся пропала тренировка –

    Шаг шагнёт и остановка.

     

     

     

     
       

     

     

    • Косолапенький мишутка,

    Бегемота обгоняет.

    Так шагать ему – не шутка,

    Он шаги свои считает.

     
       

     

     

     

     

     

    • По трапинке мчится волк,

    В спорте серый знает толк.

    Он за мишкой поспешил,

    Обогнать его решил.

     
       

     

     

     

     

     

     

    • Скачет белка – озорница,

    Ей на месте не сидится.

    Волка мигом обошла

    И грибы в лесу нашла.

     
       

     

     

     

     

     

     

    • Показались средь травы,

    Уши выше головы –

    Это зайка проскакал,

    Белку шуструю догнал.

     
       

     

     

     

     

     

     

    ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:

        Один из игроков поёт и отстукивает рукой шаги идущих и бегущих зверей: бегемота, белки………, а второй игрок отгадывает, кто пришёл или пробежал.

     

    ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ:

          Первый игрок читает одно из четверостиший, а второй быстро отчитывает рукой шаги зверюшек, упомянутых в тексте.

    Ритмический паровозик.

     

          Из бумаги изготавливается паровозик с вагонами. В каждый вагон вставляется карточка с ритмическим рисунком. Детям предлагается сложить из заготовок ритмическую цепочку и проиграть на любом шумовом инструменте.